середа, 8 січня 2014 р.


Семь цветов радуги, которые мы все знаем по фразе «каждый охотник желает знать где сидит фазан» – еще одно изобретение Исаака Ньютона. Несмотря на то, что радугой интересовался еще Аристотель, а суть явления в конце концов открылась персидским ученым еще на рубеже XIII-XIV вв., именно Ньютон писал в своей «Оптике» (Opticks, 1704) о цветах радуги, которые он «вычленил» из белого цвета с использованием стеклянной призмы.
Конечно, многоцветный спектр радуги непрерывен, и цвета меняются сложным образом через множество оттенков, которые во многих культурах и сами являются цветами. Но, тут главное, что говорит великий ученый… Ньютон увидел сначала только 5 цветов: красный, желтый, зеленый, голубой, фиолетовый. Но потом, стремясь привести количество цветов к символическому числу 7 (а страсть Ньютона к нумерологии – также как и к алхимии, и, кстати, богословию – хорошо известна), он добавил еще два, тем самым также сравняв число цветов спектра с числом основных тонов музыкальной гаммы. С тех пор, радуга у нас семицветная.

Одна из самых известных русских сказок – «Колобок» – известна не только в России, а и далеко за ее пределами. Сюжет «Колобка» имеет аналоги в сказках многих других народов: от восточных узбекских и татарских, до западных – английских, немецких и скандинавских. Согласно классификатору сюжетов (есть и такой) Аарне-Томпсона, сказка относится к типу 2025 — «убежавший блин».
С XIX века, в мировой культуре, самым распространенным «коллегой» Колобка можно назвать Пряничного (Имбирного) человечка из США (на картинке ниже). Он впервые появился в печати в 1875 году и с тех пор входит в число самых известных англо-саксонских сказок. Кстати, хотя по сказке, убегал он от других животных и зверей, американец тоже был съеден лисой (хотя в западноевропейских сказках это обычно свинья)! Наш же Колобок в печати появился чуть раньше американского – в 1873 году, но некоторые исследователи утверждают, что сказ о колобке (от «коло» – круг, то есть «круглый бок») входил в славянский фольклор с II-III века н.э.

Такой простой сюжет, казалось бы, тем не менее, породил множество вариаций, все со своими нюансами. Появились и новые «прочтения». Например, в 1992 году была опубликована сказка под названием «Вонючий сырный человечек», в которой Сырный человечек, как когда-то Пряничный человечек, бежит ото всех, думая, что они хотят его съесть, в то время как, на самом деле, эти остальные бегут от его ужасного запаха.


Услугами нянек пользуются не только люди, но и, например, совы.
 В качестве этих самых нянек североамериканские совки используют… узкоротых змей. Это очень маленькие змейки, которые обитают под землей, но совы выуживают их из-под земли и заботливо перекладывают в свои гнезда. Там совы подкармливают змей личинками жуков и других насекомых, которыми те питаются, а змеи видимо в благодарность охраняют гнезда и птенцов от всех охотников ими поживиться. Ведь несмотря на то, что узкоротая змея очень маленькая, она все-таки змея!
Ученые обнаружили таких нянек чуть ли не в каждом пятом гнезде североамериканских совок. Причем, как удалось выяснить, птенцы в таких гнездах мало того, что имеют гораздо больше шансов выжить, чем их сверстники без няни, так они еще и развиваются гораздо быстрее. Вот такая вот няня-змея!


А знаете ли вы, что в качестве долговых расписок в Средние века использовали деревянные палочки ? Наверное это было связано с тем, что должники и кредиторы не умели писать. Например, в Древней Руси, если крестьянин брал у соседа 2 мешка муки, то он выстругивал палочку и делал на ней 2 надреза. Затем, должнику нужно было расколоть палочку на 2 продольные части и одну часть отдать соседу, а вторую оставить себе как доказательство признания долга. В момент расчета обе половинки складывались, зарубки при этом должны были совпасть. Такие палочки на Руси еще называли «носом» и всегда носили с собой для памяти. Отсюда выражение «зарубить себе на носу».
В Англии такие же бирки с зарубками использовали для учета и сбора налогов вплоть до XVII столетия. А недавно в Германии нашли такую деревянную долговую расписку. Находка была сделана при раскопках городка Виттенберга. Тридцатисантиметровая палочка имеет 23 надреза, на ней также вырезано имя и дата – 1558 год. Интересно, сумел ли этот горожанин эпохи Реформации расплатиться с долгами?
 
 

В Румынии магия и колдовство внесены в официальный реестр профессий. К магии на родине графа Дракулы всегда относились серьезно. Чаушеску очень боялся злых чар, так что до падения социализма румынские ведьмы были вне закона. А сейчас к их услугам прибегают даже на президентских выборах – в одежде будущего президента Траяна Басеску присутствовал фиолетовый цвет, отгоняющий духов, а шел он голосовать в сопровождении парапсихолога.
На ирреальную сторону жизни заставил обратить внимание кризис. Теперь труженики метафизической сферы приравнены к индивидуальным предпринимателям. С 1-го января 2011 года ведьмам, гадалкам, парапсихологам и медиумам придется платить 16%-ный подоходный налог, а также делать пенсионные отчисления и взносы по социальному страхованию. Закон обязывает магов выдавать чек за каждое заклинание.
 

Немає коментарів:

Дописати коментар